It's the end of the world as we know it and I feel fine
Свято́й Па́трик (англ. St.Patrick, ирл. Naomh Pádraig, лат. Patricius, в православной традиции — Патрикий) — один из наиболее известных и почитаемых христианских святых, покровитель Ирландии. Ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых — собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году. Настоятелем собора в XVIII веке был Джонатан Свифт.

читать дальшеЕдинственным источником сравнительно надёжных биографических сведений о Патрике являются написанные им самим Confessio («Исповедь») и письмо британскому или ирландскому разбойнику Коротику, не известному по другим источникам (Epistola ad Coroticum).
Рождение
Точные время и место его рождения неизвестны. Упомянутое в «Исповеди» местечко «Баннавем» (Bannavem Taburniae) более нигде не фиксируется. По предположению британского историка Чарльза Томаса, речь идёт о месте под распространённым в римской Британии названием Bannaventa (таких поселений было несколько) с каким-то уточняющим определением: по мнению Томаса, название первоначально должно было звучать приблизительно как Bannaventa Berniae и содержало в себе топоним, позже давший название англосаксонскому королевству Берниция. Патрик называет себя сыном дьякона и внуком священника; из других косвенных упоминаний в тексте Confessio и Epistola очевидно, что он был из достаточно состоятельной семьи. Его родители входили в состав местной администрации, и у них в хозяйстве были рабы.
Рабство и обращение к Богу
Когда Патрику было, по его словам, около шестнадцати лет, он был захвачен ирландскими пиратами и «со многими тысячами» увезен в Ирландию. В «Исповеди», которая является в большой степени христианским апологетическим текстом, это осмысляется как наказание за забвение заповедей Господа и непослушание священникам. По словам Патрика, в детстве и юношестве он не знал истинного Бога, но за годы рабства обратился к нему, проводил дни и ночи в непрестанных молитвах, и через шесть лет голос в ночном видении сказал ему, что он скоро возвратится на родину.
Бегство
Патрик убегает и садится на корабль, который отплывает в Британию или в Галлию (совр. терр. Франции). Не совсем понятно, на каком основании беглого раба взяли на борт; возможно, его намеревались продать где-нибудь ещё раз. Возможно, это в итоге и случилось, но однозначно судить сложно. Как пишет Патрик, он со своими спутниками двадцать восемь дней двигался по пустыне (пустыня в словоупотреблении житийной литературы — малонаселенная местность. Галлия в V в. подверглась нашествиям многих варварских племен и значительно обезлюдела); в пути по молитвам будущего миссионера Бог посылал им пропитание.
Возвращение на родину
В конечном итоге попав, возможно, в очередной раз в рабство на два месяца и освободившись из него, Патрик возвращается домой в Британию. Здесь начинается самый тёмный период в его жизни. Известно, что немалую часть времени после возвращения и до вторичного отправления в Ирландию уже в епископском сане он провёл вне Британии. Наиболее распространённой является точка зрения, согласно которой Патрик несколько лет провёл в Галлии, обучаясь в тамошних монастырях (в том числе, в Леринском монастыре). Другая версия гласит, что он уже тогда отправился снова в Ирландию.
Через некоторое время после возвращения во сне ему является человек, который приносит с собой послание, озаглавленное «Голос ирландцев». В этом послании обитатели земель около леса Воклют в Ирландии просят «святого отрока» вернуться и снова «ходить среди них» (очевидная евангельская аллюзия). Несмотря на слёзы и просьбы родителей и близких, Патрик принимает решение опять отправиться на землю своего пленения. Возможно, для этого ему потребовалось продать всё свое имущество.
Принятие сана
Видимо, Патрик становится служителем церкви и готовится к тому, чтобы стать новым епископом. Критическим моментом в жизни Патрика стало совещание каких-то «старейшин» или «старших» — seniores — по поводу того, достоин ли он епископского сана. У него очевидно были противники, которые в конечном итоге одержали верх; во всяком случае в том эпизоде, который описывает Патрик. Его старый друг выступил и рассказал перед всеми о грехе Патрика, который тот совершил ещё в пятнадцать лет, когда, как он сам пишет, «ещё не был достаточно силён», и в котором признался своему другу, перед тем как стать диаконом. Патрик отмечает, что с тех прошло уже больше тридцати лет: ему важно показать читателям «Исповеди», что он изменился после обращения к Господу, что Бог избрал его проповедовать Евангелие язычникам на «краю земли». Примечательно, что и после многих лет, проведенных Патриком в Ирландии, тема оправдания своих действий как миссионера продолжает волновать его — этой теме, в первую очередь, и посвящено Confessio.
Прибытие в Ирландию
На этом месте в повествовании происходит разрыв. Неизвестно как, но Патрик прибывает в Ирландию уже в сане епископа. Встаёт вопрос о том, существовало ли там христианство до него. Скорее всего, существовало. В хронике Проспера Аквитанского под 431 годом есть запись о том, что в Ирландию был отправлен епископ Палладий, чтобы основать там церковный округ — диоцез. Поскольку в то время миссионерская деятельность не стояла на повестке дня в западной Церкви, очевидно, что христиане к тому моменту в Ирландии уже были. Как пишет Проспер в своем сочинении Contra Collatorem, к 434 году в христианизации Ибернии (латинское название острова) был достигнут существенный успех. Эти две записи важны тем, что более никаких внешних данных о событиях в Ирландии того времени нет.
Разнообразные ирландские анналы, чьи данные про события до VI века чрезвычайно ненадёжны, говорят о прибытии Патрика в Ирландию в 432 году (о Палладии на тот момент они вообще не упоминают). Всё это стало поводом для активной полемики и большого количества гипотез на тему соотношения фигур Патрика и Палладия. Палладий мог погибнуть, не добравшись до Ирландии, мог погибнуть сразу же после приезда туда (в отличие от Патрика он там раньше не был и вряд ли знал язык — латынь там очевидно не была в ходу). В конце концов, его миссия просто могла быть неуспешной. В Confessio о Палладии не сказано ни слова, и Патрик, грубо говоря, всю честь основания в Ирландии приходов и распространения там христианства присваивает себе.
Смерть
Ирландские анналы дают две даты смерти Патрика: 461 и 492 годы. Его память празднуется 17 марта. Не известны место кончины и захоронения, более того, нет практически никаких достоверных данных о деятельности Патрика и состоянии ирландской церкви в первые годы после его смерти. Связь Патрика с монастырем в Армаге, который носит его имя, и который, согласно позднейшим житиям, был им основан, также не имеет чёткого обоснования.

День святого Патрика (ирл. Lá ’le Pádraig или Lá Fhéile Pádraig) — праздник, отмечаемый 17 марта в Ирландии, Северной Ирландии, на острове Монтсеррат и в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор как государственный праздник, посвящённый святому Патрику.
Официальным символом праздника является Трилистник — представляет собой графическое изображение трёхпластинчатого листа клевера. Ирландское слово seamróg, означающее трилистник, является уменьшительной формой слова seamair (клевер). А английское слово shamrock является наиболее фонетически близкой передачей ирландского эквивалента.
В России День святого Патрика отмечали впервые в 1992 году в Москве шествием по Арбату.
С 1999 года в России проходит Ежегодный Международный Фестиваль "День Святого Патрика", открывающийся в Московском Международном Доме Музыки и продолжающийся на многочисленных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Дубны и других городов.

читать дальшеЕдинственным источником сравнительно надёжных биографических сведений о Патрике являются написанные им самим Confessio («Исповедь») и письмо британскому или ирландскому разбойнику Коротику, не известному по другим источникам (Epistola ad Coroticum).
Рождение
Точные время и место его рождения неизвестны. Упомянутое в «Исповеди» местечко «Баннавем» (Bannavem Taburniae) более нигде не фиксируется. По предположению британского историка Чарльза Томаса, речь идёт о месте под распространённым в римской Британии названием Bannaventa (таких поселений было несколько) с каким-то уточняющим определением: по мнению Томаса, название первоначально должно было звучать приблизительно как Bannaventa Berniae и содержало в себе топоним, позже давший название англосаксонскому королевству Берниция. Патрик называет себя сыном дьякона и внуком священника; из других косвенных упоминаний в тексте Confessio и Epistola очевидно, что он был из достаточно состоятельной семьи. Его родители входили в состав местной администрации, и у них в хозяйстве были рабы.
Рабство и обращение к Богу
Когда Патрику было, по его словам, около шестнадцати лет, он был захвачен ирландскими пиратами и «со многими тысячами» увезен в Ирландию. В «Исповеди», которая является в большой степени христианским апологетическим текстом, это осмысляется как наказание за забвение заповедей Господа и непослушание священникам. По словам Патрика, в детстве и юношестве он не знал истинного Бога, но за годы рабства обратился к нему, проводил дни и ночи в непрестанных молитвах, и через шесть лет голос в ночном видении сказал ему, что он скоро возвратится на родину.
Бегство
Патрик убегает и садится на корабль, который отплывает в Британию или в Галлию (совр. терр. Франции). Не совсем понятно, на каком основании беглого раба взяли на борт; возможно, его намеревались продать где-нибудь ещё раз. Возможно, это в итоге и случилось, но однозначно судить сложно. Как пишет Патрик, он со своими спутниками двадцать восемь дней двигался по пустыне (пустыня в словоупотреблении житийной литературы — малонаселенная местность. Галлия в V в. подверглась нашествиям многих варварских племен и значительно обезлюдела); в пути по молитвам будущего миссионера Бог посылал им пропитание.
Возвращение на родину
В конечном итоге попав, возможно, в очередной раз в рабство на два месяца и освободившись из него, Патрик возвращается домой в Британию. Здесь начинается самый тёмный период в его жизни. Известно, что немалую часть времени после возвращения и до вторичного отправления в Ирландию уже в епископском сане он провёл вне Британии. Наиболее распространённой является точка зрения, согласно которой Патрик несколько лет провёл в Галлии, обучаясь в тамошних монастырях (в том числе, в Леринском монастыре). Другая версия гласит, что он уже тогда отправился снова в Ирландию.
Через некоторое время после возвращения во сне ему является человек, который приносит с собой послание, озаглавленное «Голос ирландцев». В этом послании обитатели земель около леса Воклют в Ирландии просят «святого отрока» вернуться и снова «ходить среди них» (очевидная евангельская аллюзия). Несмотря на слёзы и просьбы родителей и близких, Патрик принимает решение опять отправиться на землю своего пленения. Возможно, для этого ему потребовалось продать всё свое имущество.
Принятие сана
Видимо, Патрик становится служителем церкви и готовится к тому, чтобы стать новым епископом. Критическим моментом в жизни Патрика стало совещание каких-то «старейшин» или «старших» — seniores — по поводу того, достоин ли он епископского сана. У него очевидно были противники, которые в конечном итоге одержали верх; во всяком случае в том эпизоде, который описывает Патрик. Его старый друг выступил и рассказал перед всеми о грехе Патрика, который тот совершил ещё в пятнадцать лет, когда, как он сам пишет, «ещё не был достаточно силён», и в котором признался своему другу, перед тем как стать диаконом. Патрик отмечает, что с тех прошло уже больше тридцати лет: ему важно показать читателям «Исповеди», что он изменился после обращения к Господу, что Бог избрал его проповедовать Евангелие язычникам на «краю земли». Примечательно, что и после многих лет, проведенных Патриком в Ирландии, тема оправдания своих действий как миссионера продолжает волновать его — этой теме, в первую очередь, и посвящено Confessio.
Прибытие в Ирландию
На этом месте в повествовании происходит разрыв. Неизвестно как, но Патрик прибывает в Ирландию уже в сане епископа. Встаёт вопрос о том, существовало ли там христианство до него. Скорее всего, существовало. В хронике Проспера Аквитанского под 431 годом есть запись о том, что в Ирландию был отправлен епископ Палладий, чтобы основать там церковный округ — диоцез. Поскольку в то время миссионерская деятельность не стояла на повестке дня в западной Церкви, очевидно, что христиане к тому моменту в Ирландии уже были. Как пишет Проспер в своем сочинении Contra Collatorem, к 434 году в христианизации Ибернии (латинское название острова) был достигнут существенный успех. Эти две записи важны тем, что более никаких внешних данных о событиях в Ирландии того времени нет.
Разнообразные ирландские анналы, чьи данные про события до VI века чрезвычайно ненадёжны, говорят о прибытии Патрика в Ирландию в 432 году (о Палладии на тот момент они вообще не упоминают). Всё это стало поводом для активной полемики и большого количества гипотез на тему соотношения фигур Патрика и Палладия. Палладий мог погибнуть, не добравшись до Ирландии, мог погибнуть сразу же после приезда туда (в отличие от Патрика он там раньше не был и вряд ли знал язык — латынь там очевидно не была в ходу). В конце концов, его миссия просто могла быть неуспешной. В Confessio о Палладии не сказано ни слова, и Патрик, грубо говоря, всю честь основания в Ирландии приходов и распространения там христианства присваивает себе.
Смерть
Ирландские анналы дают две даты смерти Патрика: 461 и 492 годы. Его память празднуется 17 марта. Не известны место кончины и захоронения, более того, нет практически никаких достоверных данных о деятельности Патрика и состоянии ирландской церкви в первые годы после его смерти. Связь Патрика с монастырем в Армаге, который носит его имя, и который, согласно позднейшим житиям, был им основан, также не имеет чёткого обоснования.

День святого Патрика (ирл. Lá ’le Pádraig или Lá Fhéile Pádraig) — праздник, отмечаемый 17 марта в Ирландии, Северной Ирландии, на острове Монтсеррат и в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор как государственный праздник, посвящённый святому Патрику.
Официальным символом праздника является Трилистник — представляет собой графическое изображение трёхпластинчатого листа клевера. Ирландское слово seamróg, означающее трилистник, является уменьшительной формой слова seamair (клевер). А английское слово shamrock является наиболее фонетически близкой передачей ирландского эквивалента.
В России День святого Патрика отмечали впервые в 1992 году в Москве шествием по Арбату.
С 1999 года в России проходит Ежегодный Международный Фестиваль "День Святого Патрика", открывающийся в Московском Международном Доме Музыки и продолжающийся на многочисленных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Дубны и других городов.